Главная » Статьи » Мои статьи |
В категории материалов: 27 Показано материалов: 11-20 |
Страницы: « 1 2 3 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
Статья посвящена исследованию восприятию и оценки дидактических и антропологических возможностей звука, слова (прежде всего устного) и человеческого образа в древнегреческой культуре и философии. На материале древнегреческой культуры автор анализирует антропологическое,дидактическое и воспитательное значение звука в музыке; слова в политике, поэзии, риторике, философии; иконографического образа философа в искусстве. Подчеркиваются религиозные основы образа греческого философа и греческой философии в целом. Автор стремиться исследовать не только фонетический и вербальный, но и визуальный потенциал коммуникаций и их дидактическое применение в древнегреческой культуре (например, визуализация смысла). Делается вывод о не дифференцированном единстве фонетического, вербального и эстетического в классической древнегреческой культуре, использующей как рациональные, так и дорефлексивные (суггестивные) механизмы дидактического влияния. В статье признается большое философско-антропологическое значение эстетики человеческого образа, могущее быть полезным для развития современной философии и продуктивного понимания особенностей древнегреческой философии. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках развития проекта №14-03-00594а «Иконография античных философов: история и антропология образа». |
Текст посвящен проблемам исследования человеческого образа. Современная философская антропология может быть актуальной только обращаясь к продуктивным философским инновациям. В современной философии и культуре большое внимание уделяется изучению феномена визуальности. По мнению автора, философская антропология может оригинально использовать возможности визуальной антропологии, семиотики и эстетики при актуализации визуально-пластического образа человека, понимаемого как манифестация бытия человека. Публикация текста: Дорофеев Д. Ю. Философская антропология, семиотика и эстетика человеческого образа // Современные образовательные технологии в преподавании естественно-научных и гуманитарных дисциплин: сборник научных трудов II Международной научно-методической конференции 09-10 апреля 2015 г. / «Национальный минерально-сырьевой университет «Горный». Санкт-Петербург, 2015. С. 452–458. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ проекта проведения научных исследований «Иконография античных философов: история и антропология образа», проект №14-03-00594а. |
Статья посвящена исследованию истории формирования и развития образа «плачущего Гераклита» и «смеющегося Демокрита» и продолжает работы в рамках проекта по иконографии античных философов. Автор анализирует все основные как письменные, так и визуальные источники, особенности жизни и философии философов, специфику античного искусства. Особое внимание обращено на восприятие слез и особенно смеха в древнегреческой и частично европейской культуре и их значению как способов манифестации философского отношения к миру. |
Статья опубликована: Вестник Санкт-Петербургского Государственного Университета. 2015. Серия 17, вып. 4. С. 161–166. Савчук Валерий Владимирович — доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7/9 ; vvs1771@rambler.ru Savchuk V. V. — Doctor of Philosophy, Professor, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; vvs1771@rambler.ru Статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ 14-03-00594 Иконография античных философов: история и антропология образа. |
Представляем здесь презентацию выступления Дорофеева Д. Ю. "Античный философ: гермафродит или двуликий Янус", на которой можно ознакомиться с редкими образцами античных двойных герм, изображающих богов, философов, историков, поэтов. Презентация была представлена 22 октября 2015 года в Институте философии СПбГУ на семинаре "Визуальные практики"центра Медиафилософии, посвященном теме "Двуликий философ: стратегии визуализации философа в Риме". |
В статье предпринята попытка проанализировать скульптурный образ Зенона Китийского с точки зрения античной физиогномики. Прослежены определенные гендерные черты скульптурного и доксографического образа Зенона, установлены его параллели с концепцией «уравновешенных» людей из диалога «Политик». Материал опубликован: Светлов Р. В. Иконография Зенона Китийского и "уравновешенные" люди Платона // Универсум Платоновской мысли: Корпус текстов Платона в истории его интерпретаций: Материалы XXII международной конференции, Санкт-Петербург, 24-25 июня 2014 г. — СПб.: Издательство РХГА, 2015. — С. 95-104. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ проекта проведения научных исследований «Иконография античных философов: история и антропология образа», проект № 14-03-00594а. |
Презентация к докладу Д. Ю. Дорофеева "Смех и слезы античной философии: к эволюции образа Гераклита и Демокрита", состоявшемуся 25 июня 2015 года в рамках XXXIII международной конференции "Универсум платоновской мысли" на заседании секции "Платонизм в социокультурном и художественном контекстах".
|
Текст посвящен проблемам исследования человеческого образа. Современная философская антропология может быть актуальной только обращаясь к продуктивным философским инновациям. В современной философии и культуре большое внимание уделяется изучению феномена визуальности. По мнению автора, философская антропология может оригинально использовать возможности визуальной антропологии, семиотики и эстетики при актуализации визуально-пластического образа человека, понимаемого как манифестация бытия человека. Статья напечатана в: Современные образовательные технологии в преподавании естественно-научных и гуманитарных дисциплин: сборник научных трудов II международной научно-методической конференции 09-10 апреля 2015 г. СПб: Национальный минерально-сырьевой университет «Горный». С.452-458. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ проекта проведения научных исследований «Иконография античных философов: история и антропология образа», проект №14-03-00594а. |
Статья написана при поддержке Гранта РГНФ «Иконография античных философов: история и антропология образа», проект №14-03-00594а. Интерес сфокусирован на I книге романа Апулея Метаморфозы, которая, очевидно, скрывает в себе ключ к прочтению и толкованию произведения в целом. Имея в виду собственное признание Апулея в приверженности платоновской философии, а также учитывая принадлежность Апулея к традиции софистики, мы попробуем оценить, насколько серьезна философская (платоническая) ангажированность Апулея, чье имя уже давно называется среди имен платоников II века н.э. В частности, интерес представляет Сократ: не только как один из персонажей I книги, но, и это главное, как фигура, ключевая для интерпретации романа в целом. |
Презентация, представленная на IX Шелеровском семинаре, состоявшемся 21 ноября 2014 г. в Горном Университете. |