Проект поддержан грантом РГНФ № 14-03-00594a | Научный руководитель: Д. Ю. Дорофеев
Иконография античных философов:
история и антропология образа

Проект "Иконография античных философов: история и антропология образа" поддержан грантом РГНФ № 14-03-00594/14.

Научный руководитель проекта - Дорофеев Даниил Юрьевич.


Общие цели проекта: 

  1. Создать максимально полный каталог визуальной и пластической иконографии античных философов, снабдив его необходимым историко-философским  и историко-культурным комментарием; в процессе осуществления этой задачи постараться осуществить атрибуцию и идентификацию неизвестных произведений.
  2. Исследовать и выявить специфику механизмов создания пластического и визуального образа философа в античной культуре, в отличие от образов античных  поэтов, историков, политиков, богов, а также в отличие от образов философов, в том числе и античных, создаваемых в последующие эпохи (прежде всего в Средневековье и в эпоху Возрождения).
  3.  Проанализировать эстетическую, этическую, педагогическую, общефилософскую значение образа античного философа для самой Античности и для последующих времен.
  4. Исследовать особенности воплощения антропологического этоса философа визуальными и пластическими средствами в античной культуре, в отличие от форм и возможностей языкового изображения (например, сравнить специфику образа Сократа в ранних диалогах и «Апологии Сократа» Платона и в «Воспоминаниях» Ксенофонта – и пластического образа Сократа, известного по сохранившимся двум римским гермам, копий, сделанных с древнегреческих оригиналов).
  5.  Создать основы визуальной антропологии или антропологической эстетики, показывающей способы воплощения в античной и в целом европейской культуре определенного смыслового типажа («философа») в визуальном и пластическом образе, прежде всего средствами искусства (скульптура, керамическая, настенная и др. живопись, мозаики, гермы); осуществить компаративистский анализ  механизмов создания образа в античном искусстве и в современном медиапространстве, что предполагает исследование особенностей и эволюции межкультурной коммуникации и антропологии визуальной коммуникации в европейской культуре.

Участники проекта

1. Руководитель проекта - Дорофеев Даниил Юрьевич, петербургский философ, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии Национального минерально-сырьевого университета «Горный», Президент Российского Общества Макса Шелера, руководитель шелеровских семинаров, традиционно проходящих в рамках «Дней философии в Петербурге» (в 2014 г. прошел IX шелеровский семинар), член Международного немецкого и североамериканского обществ Макса Шелера (главный труд в этой области «Философская антропология Макса Шелера: уроки, критика, перспективы». СПб.: Алетейя, 2011. 35 п.л.). Сфера научных интересов связана с исследованиями перспектив развития современной философской антропологии, персонологии спонтанной и суверенной личности, антропологии коммуникаций (в частности. антропологии устного,  письменного. печатного и цифрового слова в европейской культуре), эстетики человеческого образа, визуальной антропологии и иконографии античных философов. Имеет более 80 публикаций, в том числе такие последние монографии, как «Суверенная и гетерогенная спонтанность. Философско-антропологический анализ» (Спб.: СПбГУ, 2008, 39 п.л.) и «Под знаком философской антропологии» (СПб\Москва: Центр гуманитарных инициатив, 2012, 29 п.л.). 

 

2. Светлов Роман Викторович - доктор философских наук, профессор кафедры истории философии Санкт-Петербургского Государственного Университета, декан факультета философии, богословия, религиоведения Русской Христианской Гуманитарной Академии. Председатель Межрегиональной общественной организации «Российской философское Платоновское общество». Автор более 100 научных, научно-методических и научно-популярных работ. Сферы интересов: история философии, платонизм и неоплатонизм, история религий.

3. Савчук Валерий Владимирович — доктор филос. наук, профессор, руководитель Центра медиафилософии института философии СПбГУ, член Международного союза историков искусств и художественных критиков (АИС), а также член Союза художников товарищества “Свободная культура”, “Пушкинская - 10”. 
Область научных интересов — топологическая рефлексия, архаическое сознание, телесность, проблемы культуры, медиафилософия, визуальная экология, фотография, актуальное изобразительное искусство. 
Автор концептов: топологическая рефлексия, философ как художник, симметрия ран архаического космоса, постинформационное общество, культурал, медиа внутри нас, перформанс как конверсив топоса, фотография — поза логоса.

4. Алымова Елена Валентиновна – кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии Института философии СПбГУ. Специализируется в области истории античной мысли в самых разных ее проявлениях, прежде всего – в форме литературы и философии, в особенности,  доклассического (досократическая философия, эпос, лирика) и постклассического периодов (Вторая софистика, риторика, художественная проза). Преподает историю античной философии, историю западноевропейской философии в СПбГУ, древнегреческий язык в РХГА, руководит семинаром по римскому роману (Апулей. «Метаморфозы»).

Принимает участие в различных исследовательских проектах. Является одним из учредителей Межрегиональной общественной организации содействия изучению и распространению философского наследия Платона «Платоновское философское общество». Постоянный участник конференций, проводимых под эгидой «Платоновского общества». Член оргкомитета XXI и XXII международной конференции «Универсум платоновской мысли: Корпус текстов Платона в истории его интерпретаций», которые проходили соответственно  26 – 27 июня 2013г. и 24 – 25 июня 2014г. в Санкт-Петербурге. Переводчик. Владеет свободно древнегреческим, латинским, английским, немецким и итальянским языками.  

5. Павловский Р. В., аспирант Института философии СПбГУ.


Научная проблема, на решение которой направлен проект

Исследование историко-культурных, историко-философских и философско- антропологических особенностей, оснований и механизмов формирования визуальной (пластической и живописной) иконографии античных философов (прежде всего аутентичной, т.е. созданной  в Древней Греции и Древнем Риме)  с использованием опыта, результатов и методов  современной визуальной антропологии и теории коммуникации.


Актуальность проблемы для данной отрасли знаний, научная значимость решения проблемы.

В современной истории философии отсутствуют попытки максимально полно описать, систематизировать и каталогизировать визуальные изображения античных мыслителей, дошедшие до нас, а так же осуществить  критическое сравнение специфики смысловой визуальной и языковой иконографии (на основе материала описания философов в античных текстах), посвященных художественным практикам и «археологическим» изысканиям (в первую очередь, Плиний Старший, Павсаний, Макробий). Настоящая задача имеет не столько историко-культурный или искусствоведческий характер (хотя и предполагает продуктивное обращение к опыту исследований в этих областях), но преимущественно культурологический, историко-философский, философско-антропологический, поскольку позволяет применить наработки и методы визуальной антропологии к историко-философскому процессу, обнаружить новые паттерны смыслов, формы саморефлексии античной художественной культуры по отношению к философской мысли, раскрывает новые области междисциплинарных исследований. Настоящий проект предполагает оригинальное соединение современного опыта «антропологии коммуникаций», медиафилософии, анализа визуального воплощения смысла («визуальной семантики»), философско-антропологической трактовки конкретного образа человека к наследию классического античного искусства и культуры, в котором иконография философов занимала очень значительное, но до сих пор недооцененное и не подвергшееся достойному научно-исследовательскому анализу место.


Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект.

Замысел проекта связан с исследованием, анализом, комментированием, классификацией, созданием – впервые в отечественном антиковедении –  максимально полного каталога визуального образа философа в античной культуре (примерно с начала VI в.д.н.э. до V в.н.э.) во всех доступных формах живописного и пластического искусства (скульптуры; мозаичная, керамическая, фресковая живопись; конторниаты; гермы; геммы; монеты).  Для авторов проекта представляется важным раскрыть механизмы, специфику и результаты создания развивающегося и меняющегося на протяжении более 1000 лет эстетического образа философа. Создание этого образа в античной культуре осуществлялось преимущественно на дорефлексивном уровне, не подвергаясь отдельному самостоятельному осмыслению, поэтому важно выявить, расшифровать и понять этот иконографический  язык, обращаясь к дошедшим до нас «текстам» самой этой  культуры. Мы хотим исследовать, как понималась фигура философа в античности через то, как он изображался, т.е. идти от визуального образа к смыслу, стоящим за этим феноменальным образом и непроизвольно воплощавшимся в нем. То, что для самого античного художника, создававшего образ философа, было мало сознаваемым или вообще неосознанным в силу своей предельной очевидности, нами будет подвергнуто критической и «археологической» рефлексии, используя весь материал дошедших до нас визуальных источников. Отдельной, но важной темой в реализации проекта будет сравнение образа философа с образами правителя, воина, поэта, а также сравнение иконографии античных философов и с иконографией философов, создаваемой позже, в Средние Века, эпоху Возрождения, Новое Время, вплоть до современности; так, например, продуктивно критическое сравнение механизмов создания эстетического образа философа  в мраморе и в фотографии. Антропологическая тема в историко-философских и историко-культурологических исследованиях (воплощаемая, в частности, в знаменитом вопросе: знала ли античная культура понимание человека как личности?) будет развернута в перспективе истории и антропологии визуального образа философа, герменевтики и семантики, культурной и межличностной коммуникации.


Научная новизна поставленной задачи.  

Необходимо отметить новизну проекта в том, что тема визуальной антропологии  еще не была разработана в отношении феноменального смыслового представления античных философов в форме произведений искусства, в первую очередь  в ее иконографии в художественных и пластических формах высокого и прикладного древнегреческого и древнеримского искусства (скульптуры, фресковая, мозаичная, керамическая живопись, геммы, гермы, конторниаты) и даже таких материальных артефактов, как монеты. Между тем, изображение философа, характерные черты этого образа (так, начиная с Александра Македонского, введшего моду на безбородое лицо, борода стала одним из главных идентифицирующих признаков философа), включая философское убранство и одеяние (вспомним знаменитый «философский плащ», который носил даже христианский апологет Иустин Мученик), играли важную роль в античной культуре - особенно эллинистически-римского времени. Достаточно вспомнить знаменитую коллекцию бюстов философов, собранную в современном Капитолийском музее (Palazzo Nuovo, Sala dei Filosofi), а также собрание афинского Национального музея, Ватиканской коллекции, музея в Неаполе, Лувра, Британского музея, Эрмитажа и ГМИИ им. А.С. Пушкина и др. Каждый из них представляет особый тип характера и отношения к жизни, выраженный живописно-пластическим образом, эстетическим образом воплощающий определенный смысл и искусство жизни.  Портреты философов были не только памятью о великих людях прошлого, но и императивными регуляторами повеления и стиля жизни, а также предметами размышлений для образованного человека. И уже с этой точки зрения пластически-живописная иконография философов должна стать предметом историко-культурного и историко-философского интереса, не говоря уже об  интересе философско-антропологическом и эстетико-семантическом, затрагивающим антропологические, структурные, герменевтические, коммуникативные механизмы и особенности воплощения смыслового концепта в обобщенном идеальном визуальном (живописном и пластическом) образе конкретного исторического философа (в соответствии с определением Гегеля античной скульптуры как «субстанциальной индивидуальности»).  Одной из важнейших задач проекта будет интерпретация  письменной иконографии, сохранившейся в античных «историях философии» и биографических жизнеописаниях (Платон, Цицерон, Сенека, Плутарх, Диоген Лаэртский, Порфирий, Афиней, Евнапий, Марин, Макробий и т.д.), в том числе и в сатирической перспективе представления философов (что мы находим у Аристофана, Аристоксена, Лукиана и др.) как фон и контекст для выявления смысловой специфики воплощения феноменального образа философа в визуальной (живописной и скульптурной) иконографии античных мыслителей, а также их взаимного влияния друг на друга. Искусство физиогномики, как об этом нам свидетельствуют Ксенофонт и Цицерон, было известно еще со времен классических Афин, поэтому будет немаловажно исследовать, как теория «физиогномической» иконографии античных философов могла оказывать влияние на ее пластически-художественное выражение и как она определялась древнегреческим и древнеримским пониманием философии и философов.


Предлагаемые методы и подходы, общий план работы на весь срок выполнения проекта и ожидаемые результаты

В центре предлагаемого исследования будет находиться визуальный образ философа, как он воплощался в античном искусстве, прежде всего средствами живописи (керамической, фресковой), скульптуры  (как самостоятельной формы искусства и как части архитектурного убранства, примеров чего особенно много в Афинах), мозаики (отметим, например, мозаику, изображающую философов, из Римско-германского музея в Кельне); также будут использованы изображения античных мыслителей на монетах и конторниатах, гермах  и геммах. Максимально эффективно можно и нужно использовать информацию о недошедших до нас произведениях живописи (так, много важных историко-культурных сведений об античной портретной живописи, в том числе портретах философов, и просто их описаний содержится в XXV книге Naturalis Historia Плиния Старшего).  Античное искусство часто обращалось к изображению философа, т.к. в античности философ имел большое, как уже никогда позже, значение в общекультурном и социально-общественном пространстве. На материале этой темы античного искусства мы исследуем визуальную антропологию иконографии философов. Как образ философа воплощал и доносил смысл философа и каким был этот образ, этот смысл и способ, механизмы его воплощения и донесения? Эти вопросы позволяют, наряду с традиционными проблемами истории философии и культуры, поднять, может быть, самые актуальные на сегодняшний день проблемы антропологии коммуникации, интеркоммуникации, смыслополагания, механизмов воплощения смыслового антропологического образа в феноменальной (живописной и пластической) форме, его смысловой рецепции  и т.д. Визуальная антропология – актуальное поле современных философских и культурологических разработок, критически опираясь на их  опыт, мы применим данный подход в отношении образца классической эпохи, античности, и одного из главных ее героев – философа. Таким образом, будет налажен продуктивный диалог между классикой и современностью. С другой стороны, философские (историко-философские, философско-антропологические и пр.) установки будут нераздельно связаны с историко-культурными, в частности эстетическими, подходами, что также создает плодотворное поле для глубоких синтезов.

Визуальное искусство (особенно пластическая скульптура, фресковая, керамическая и мозаичная живопись), как и умозрительная философия, являются непреходящими символами античной культуры; в нашем исследовании эти символы будут исследоваться как взаимно отсылающие друг к другу и оказывающие взаимное влияние друг на друга. В иконографии философов искусство и философия специфическим образом объединены. Нам важно вскрыть характер этой специфики, а также проанализировать в этой связи взаимные отношения искусства и философии в античной культуре. Здесь важно отличать мусические искусства, имевшие несомненный приоритет и бывшие близкими к философии (ведь первые философские сочинения были в поэтической форме, Солон писал стихи и т.д.), от пластических искусств, имеющих дело с созданием чувственно воспринимаемого образа.  Отношения мусических (и тем более пластических) искусств и философии были сложными, достаточно вспомнить критику Гомера и Гесиода Гераклитом и Ксенофаном, размышления о рапсодах в «Ионе» и  низкую оценку искусства Платоном в «Государстве» или образ Сократа в «Облаках» Аристофана.  Подобная амбивалентность отражает особенности античной (особенно древнегреческой) картины мира, в которой степень онтологического совершенства находилась в прямой зависимости от степени всеобщего, т.е. предполагала преодоление уровня чувственного восприятия, фундировавшего произведения искусства. Поэтому так важно понять положение искусства и философии в античной картина мира: как  искусство, понимаемое в качестве mimesis’а, подражания (прежде всего природе, космосу), могло соотноситься с философией, понимаемой как стремление к Единому. Для этого, прежде чем обращаться непосредственно к визуальному образу философа, важно проанализировать литературный (полагаемый языком) образ философа, создаваемый  античной философией,  художественной (в том числе поэзией) и исторической литературой (впрочем, в римской культуре исторические трактаты признавались жанром художественной литературы). Так, интересно исследовать механизмы создания образа философа в диалогах Платона (Сократ, Протагор, Гиппий, Парменид), в сочинениях Плутарха, Цицерона, Лукиана, в письмах Плиния Младшего и т.д. Здесь очень полезным подспорьем для авторов предлагаемого проекта будет являться исследование Германа Хафнера «Выдающиеся портреты античности. 337 портретов в слове и образе», в котором видно, сколь большое место занимали поэты и философы в античной иконографии и в целом в культуре.

 Необходимо провести критическое сравнение и собственно визуального философа и визуального образа поэта, чтобы понять специфику механизмов создания иконографической парадигмы в одном и другом случае. Для этого особенно подходит дошедшее до нас богатое наследие керамической живописи (например, в собраниях Эрмитажа или Глиптотеки Мюнхена) и скульптурные портреты. Если в первом случае изображение является сюжетным, представая в определенном контексте, например, древнегреческого симпосиона, то во втором случае мы имеем чистый портрет. Важно связать особенности развития портретного жанра с эволюцией культурного и личностного самосознания в античности, от Древней Греции до Древнего Рима. Для эффективного достижения этой цели представляется целесообразным провести сравнительный анализ иконографии античных философов, создаваемой внутри самой античной культуры, с иконографией античных и средневековых философов, создаваемой в христианскую эпоху на Востоке и Западе (патристика, Средние Века, Возрождение), когда, помимо фресковой и мозаичной живописи, добавляется жанр миниатюрной живописи, являющейся неотъемлемой частью письменного текста; к тому же мы имеем возможность ознакомления собственно с живописью этого периода (вспомним «Афинскую школу» Рафаэля). 

Важно исследовать присутствие визуального образа философа в бытовой, повседневной жизни грека и римлянина. Так, особо интересным выступает анализ виллы как личного пространства римлянина, внутри которого непременно предполагалась библиотека с портретными изображениями великих философов и поэтов. Характерно, что такая любовь к портретным изображениям философов и поэтов, хранящихся дома, не была свойственна грекам и появилась лишь у римлян с утверждением виллы и дома как личного пространства. Для них такие портреты являлись, помимо прочего, знаком, подтверждающим их приобщенность к «высокой» древнегреческой культуре.