Главная » Статьи » Мои статьи |
Посмертная статуя Зенона Китийского демонстрирует нам уставшего от жизни философа (как тут не вспомнить историю его смерти!). Однако он сохраняет ясность ума и не перестает пытливо вглядываться в то, что его ждет, в то, что впереди. Этот взгляд не суетлив, не беспокоен, он разумен и даже требователен. Подлинный мудрец уже не должен заботиться о своем соответствии обстоятельствам. Он требует, чтобы обстоятельства соответствовали ему. Может быть именно это имел в виду Диоген Лаэртский, который говорил о том, что Зенон был угрюмым и едким с вечно нахмуренным лицом (De vita. VII. 1. 16). Но только ли об этом свидетельствует изображение Зенона? Античный скульптор, создавая свои произведения, не только стремился выразить определенные эстетические представления или продемонстрировать свое искусство пластической формы. Изображение, особенно изображение философа, несло определенный смысл, послание тем, кто его видит. Наверняка предполагалось, что они смогут прочесть его. Оно играло важную роль в пространстве публичной истории, которым являлся скульптурный и архитектурный облик античного города. Хотя представление о непременной дидактичности античного искусства является преувеличением, посмертный портрет философа должен был не развлекать, а значить. Какие подсказки о значении портрета Зенона мы можем получить из античных текстов? Первым источником являются физиогномические сочинения, особенно аристотелевская «Физиогномика»[1], создававшаяся, вероятно, в годы, релевантные жизни Зенона. Там мы встречаем немало сравнений людей с животными, так как античная физиогномика являлась одной из форм рационализации и адаптации фольклорных и мифологических представлений к развивающимся научным знаниям [Срв. Илюшечкин 1998, с. 444-445]. Определенные черты, присущие животным, переносились на людей — но уже не как тотемные признаки, подсказывающие их происхождение. Мясистый нос оленя или осла становился признаком, который позволял группировать людей, а также припоминать те черты характера, которые, скорее всего, свойственны его носителю. Просто у животных они выражены значительно более ярко, у людей же скрыты за их внешней разумностью. Это прекрасно выразил Платон в известном месте из IX книги «Государства» (588b-e), где он сравнивает человеческую душу с Химерой, составленной из разных живых существ. Призывая своих собеседников вообразить животных-насельников, воплощающих различные вожделения и страсти души, Сократ добавляет: «Теперь придай им снаружи, вокруг, единый облик — облик человека, так чтобы все это выглядело как одно живое существо, иначе говоря, как человек, по крайней мере для того, кто не в состоянии рассмотреть, что находится там, внутри, и видит только внешнюю оболочку» (588е, пер. А. Н. Егунова). Не менее важное значение для прояснения характера человека имели, по мнению древних физиогномистов, те признаки, которые мы сейчас обозначили бы как гендерные. Мужественность и женственность в облике человека накладывала несомненный отпечаток на его психологический типаж и ментальный облик. Вот пример классического суждения Аристотеля на эту тему: «Ясно и то, что в каждом роде животных самки имеют меньшую голову, более узколицы, менее широки в груди, бедра и ляжки у них более мясистые, чем у самцов, колени у них менее крепкие, голени тоньше, ноги более красивые, весь телесный облик более приятен, чем благороден, они менее мускулисты и более слабы, имеют более гибкое тело. В противоположность всему этому самцы более храбры и прямы по природе. Самки — более робкие и лукавые» (809а-К здесь и далее пер. А. Ф. Лосева). Собственно, эта сторона «гендерной» физиогномики и станет для нас основой для интерпретации облика Зенона. Античные литературные свидетельства так же добавляют информации об облике Зенона. Быть может, мы сумеем понять, что нам подсказывал скульптор, когда изображал мудреца, как он «читал» его характер и природу той философии, которой Зенон придерживался. И здесь нам пригодятся также рассуждения Платона о женской природе и об «уравновешенном» типе души. Начнем с характеристики облика Зенона, которую мы обнаруживаем у Диогена Лаэртского (здесь и ниже фрагменты «О жизни, учениях...» даны в переводе М. Гаспарова). «У него была кривая шея (говорит Тимофей Афинский в „Жизнеописаниях"), а сам он, по свидетельству Аполлония Тирского, был худой, довольно высокий, со смуглой кожей (за что его и прозывали „египетской лозой“, как сообщает Хрисипп в I книге „Пословиц"), с толстыми ногами, нескладный и слабосильный — оттого-то, как говорит Персей в „Застольных записках", обычно он не принимал приглашений к обеду» (Ibid. VII. 1. 1). Аристотель в «Физиогномике» как будто имеет в виду Зенона, когда пишет: «У кого лодыжки мясистые и плохо расчлененные — слабы душой; это соотносится с женственным типом. У кого бедра ширококостные и полные — мягкие; соотносится с женственным типом. Слишком смуглые робки; это соотносится с египтянами, эфиопами» (810a-b). Женственность Зенона (реальная или выдуманная) подчеркивается Тимоном, которого опять же цитирует Диоген:
«Тимон пишет о нем в „Силлах“: Я увидал финикиянку старую в темной гордыне: Было ей мало всего; но корзинка ее прохудилась, А ведь и так в ней было не больше ума, чем в трещотке» (Ibid. VII. 1.15).
Сравнение со старой финикиянкой может вызвать ассоциация со своеобразными сексуальными традициями, распространенными в тогдашней Элладе. Действительно, как и многие персонажи своего времени, Зенон имел и гомосексуальный, и гетеросексуальный опыт. «С мальчиками он имел дело редко, а с девками раз или два, только чтобы не прослыть женоненавистником» (Ibid. VII. 1. 13)[2]. Утверждая автономность мудреца по отношению к нормам гражданской морали, Зенон, по словам Секста Эмпирика, полагал, что «сходиться с мальчиками следует не больше и не меньше, чем с немальчиками, а с женщинами — так же, как с мужчинами. Ведь то же самое приличествует и подобает и мальчикам, и немальчикам, женщинам и мужчинам» (Sext. Emp. Pyrr. hypot. III. 245.). В стоической этике сексуальные связи относятся к сфере безразличного, так что приведенные выше тезисы не должны вызывать у нас удивления. В своем идеальном государстве Зенон вообще предлагает общность жен. «А одежду велит носить мужчинам и женщинам одну и ту же, и чтобы ни одна часть тела не была прикрыта полностью» (Ibid. VII. 1. 33). Это требование либо подчеркивает равенство мужской и женской природы, либо же имеет своей целью стимуляцию сексуальной активности граждан и продолжения рода — открытость одеяний, особенно женских, приписывалась некоторым легендарным законодателям[3]. Однако все перечисленное не означает, что «старая финикиянка» — свидетельство исключительно об определенных половых пристрастиях философа. Скорее шутка указывает на черты характера, прямо выражавшиеся, по мнению Тимона, в стоической философии. Итак, какого Зенон был нрава? Совершенно очевидна аскетичность Зенона Китийского. «Ел он ломтики хлеба, мед и самую малость вина с хорошим ароматом» (Ibid. VII. 1. 13). Чуть ниже Диоген продолжает: «Был он закален и неприхотлив, пищу ел сырую, а плащ носил тонкий». Даже комический поэт Филемон, по словам Диогена, признает его воздержанность: «Сухая смоква, корка да глоток воды — Вот философия его новейшая; И мчат ученики учиться голоду» (Ibid. VII. 1. 27). Слабости Зенона выглядят вполне простительными и минимальными: «[Зенон] любил фиги, охотно и с удовольствием загорал на солнце» (Геркуланейский список стоиков со1. VI Tr. [цит. по Столяров 1998, 13]. Срв. Diog. VII. 1. 1). Диоген рассказывает анекдот о поведении философа на пирушках. «На вопрос, почему он такой суровый, а за попойкой распускается, он ответил: „Волчьи бобы тоже горькие, а как размокнут, становятся сладкими“. Действительно, на таких пирушках он давал себе волю, что подтверждает и Гекатон во II книге „Изречений“» (Ibid. VII. 1. 25). Суровость и едкость нрава Зенона уже отмечалась нами выше. Впрочем, есть свидетельство и о его обходительности — правда, в своеобразной компании. «В обхождении, говорят, был он очень хорош, так что Антигон часто приглашал его на гулянья» (Ibid. VII. 1. 14). Хотя рассказы о почтительном отношении македонского царя Антогона II (Гоната) к нашему философу, скорее всего, являются более поздними апологетическими домыслами (как и переписка с Антигоном), они предполагают, что суровый и нелюдимый (Ibid. VII. 1. 13-14) мыслитель мог быть вполне учтивым в компании монарха. Возникает впечатление, что суровость и едкость были своего рода маской, защищающей ранимую натуру мыслителя. Он не был мастером публичной полемики, но не из-за недостатков риторического образования, а, скорее, потому, что сама ситуация открытого психологического конфликта была для него неприятна. Диоген Лаэртский утверждает: «Осмеивая кого-нибудь, он делал это незаметно и не с маху, а словно издали» (Ibid. VII. 1. 17). Показательны детали его полемики в Аркесилаем, которые сообщает нам Нумений: «Но когда они поссорились уже в открытую, то поносили друг друга не взаимно, но лишь один Аркесилай Зенона, — потому что Зенон в споре держал себя напыщенно и угрюмо» [цит. по Столяров 1998, 8]. В результате, Зенон начал нападать не на Аркесилая, а на Платона, учения которого, по мнению, Нумения, он не знал (однако покойный Платон не мог «дать сдачи»). Еще одна отчетливо фиксируемая сторона зеноновской натуры — стыдливость[4]. До нас дошли анекдоты о времени пребывания Зенона в школе киников и о причинах его выхода из нее. Диоген Лаэртский говорит: «При всей своей приверженности к философии он был слишком скромен для кинического бесстыдства. Поэтому Кратет, чтобы исцелить его от такого недостатка, дал ему однажды нести через Керамик горшок чечевичной похлебки; а увидев, что Зенон смущается и старается держать его незаметно, разбил горшок у него в руках своим посохом, похлебка потекла у Зенона по ногам, он бросился бежать, а Кратет крикнул: „Что ж ты бежишь, финикийчик? Ведь ничего страшного с тобой не случилось!“» (Ibid. VII. 1. 3). Апулей во «Флоридах» рассказывает о любви Гиппархии к Кратету. Хотя у нее были более богатые и привлекательные кавалеры, из всех них она выбрала горбатого и нищего философа, причем заявила, что тот может вести ее куда зочет и делать с ней все, что пожелает. Следуя (возможно, вымышленной) традиции кинических «собачьих свадеб», Кратет устроил своей невесте испытание-посвящение в кинизм: он «привел ее в портик, и там, в людном месте, средь бела дня, у всех на виду лег рядом с нею». Лишь стыдливость Зенона помешала превратить «брачную ночь» в публичный половой акт: «Тут же на виду у всех он лишил бы ее невинности, которую с самообладанием, не уступавшим его собственному, предлагала ему девушка, если бы Зенон не растянул свой драный плащишко и не защитил учителя от любопытных взоров людей, стоявших вокруг» (Apul. Flor. XIV, пер. Маркиш Ш. [цит по Апулей, 1956])[5]. Требование скромности и стыдливости присутствует в следующем свидетельстве о Зеноне (противоречащем его представлениям о том, каковы должны быть одеяния граждан идеального государства — см. выше): «Он говорил, что молодые люди должны знать порядок и в походке, и в облике, и в одежде» (Ibid. VII. 1. 22). Стыдливость, скрывающаяся за внешней суровостью, стремление не вступать в прямой конфликт с оппонентами, умение быть обходительным с монархом, восприятие сферы эроса как безразличного, требующего рационального отношения — все это может быть соотнесено с портретом Зенона и с приведенным выше фрагментом из «Физиогномики» Аристотеля. «Феминность» характера (природы) самого Зенона, а также морального облика его философии кажется довольно очевидной. Но мы можем найти еще один критерий различения маскулинного и феминного типов души, а также свойственных им типов морали — в сочинениях Платона[6]. Согласно «антропологическим» представлениям основателя Академии, различие между мужской и женской душой не имеет метафизического характера. Вот что он пишет в «Тимее»: «Вот что скажем мы об этом: среди произошедших на свет мужей были и такие, которые оказывались трусами [вариант перевода: «малодушными», «боязливыми». — Р. С.] или проводили свою жизнь в неправде, и мы не отступим от правдоподобия, если предположим, что они при следующем рождении сменили свою природу на женскую, между тем как боги, воспользовавшись этим, как раз тогда создали влекущий к соитию эрос и образовали по одному одушевленному существу внутри наших и женских [тел]» (Tim. 90е-91а; опускаем детали физиологии женского и мужского тел по Платону). Таким образом женщина — «переделанный» мужчина, образовавшийся в результате операции по изменению пола, которую совершили в начале времен боги. А раз так, потенциально женщина может воспитываться в том же духе, что и мужчины. И в «Государстве», и в «Тимее» Платон полагает, что в сословии стражей женщины имеют схожие с мужчинами права и к ним применимы те же техники воспитания. «Сократ. Речь зашла и о женщинах, и мы решили, что их природные задатки следует развивать примерно так же, как и природные задатки мужчин, и что они должны делить все мужские занятия как на войне, так и в прочем житейском обиходе» (Ibid 18c). Итак, потенциальная мужественность свойственна женщинам, которые, согласно приговору мудрецов идеальной политии, оказываются включены в число стражей. Однако Платон идет дальше, обнаруживая в части мужчин своего рода женственность. Самые яркие рассуждения на эту тему мы видим в «Политике» — касающиеся той части граждан «доброго нрава», которые отличаются не пылким мужеством, но уравновешенностью (греч. «κοσμιότητος» Лиддел-Скотт дает: orderly, well-behaved, modest, т. е. «скромный»). Когда таких граждан в городе большинство, происходит следующая коллизия: «Ведь те, кто отличаются уравновешенностью, всегда склонны вести тихую жизнь, занимая только собственными делами. Таково же их общение со всеми, кто живет в их полисе; в отношениях же к другим городам они всегда готовы следовать тем путем, который будет поддерживать мир. И по причине своей любви ко всему этому, несвоевременной и преувеличенной, добиваясь того, к чему стремятся, они совершенно незаметно для себя становятся миролюбивыми, устраивая так, что и молодежь уподобляется им. В итоге они всегда оказываются в положении проигравших, и часто бывает так, что через несколько лет они сами, их дети и все их государство незаметно меняет свободу на рабское состояние» (Stat. 307е-308а). Напомним, что Элейский гость, ведущий персонаж данного диалога, предлагает в ткани наилучшего государственного устройства сплетать твердые мужественные натуры в качестве основы, а «пышные» уравновешенные натуры в качестве утка. Уравновешенные здесь играют феминную роль, мужественные же — маскулинную. Можно ли применить понятие уравновешенности к образу стоического мудреца? Вне всякого сомнения! Миролюбивость и занятия делами собственными вопреки политической злобе дня — это одна из характеристик стоиков, по крайней мере в глазах некоторых из их оппонентов. Вот что пишет Плутарх: «Тогда, поскольку многое было написано Зеноном со свойственной ему краткостью, многое и более пространно Клеанфом, и более всех Хрисиппом о политии, начальствовании и подначалии, справедливости и судоговорении, но ни один из них не был командующим, законодателем, не был членом [городского] совета или защитником на суде, не воевал за отечество, не был ни послом, ни добровольным жертвователем своему государству [напомним, они были метеками. — Р. С.]: в чуждых землях отведали они лотос досуга и стали проводить свои жизни — не краткие причем, но весьма продолжительные среди разговоров, книг и прогулок, — постольку неясно, соответствовала ли их жизнь в большей мере их собственным писаниям или чужим, ведь они провели ее в совершенной безмятежности.» (Plut. De stoicorum repugn. 1033b-е)[7]. Так на кого похож Зенон на его «классическом» изображении? Худой, нескладный, кривошеий, смуглый, с толстыми ногами? Совершенно очевидно — не на типаж мужественного. Скорее, это — идеал «уравновешенного» (то есть в каком-то смысле — для Платона — женственного) характера. Античный скульптор хорошо показал нам восприятие образа Зенона Китийского и его моральной философии: феминное начало здесь было очевидным и легко считывалось современниками[8]. Так что нам не стоит удивляться тяжелым складкам над бровями и «валику» на вершине носа — все это результат непростых мыслей Зенона — мыслей уравновешенного человека по поводу далеко не уравновешенного мира. Литература:
[1] Мы склоняемся к мнению, что этот текст создавался не самим Аристотелем, но кем-то из его учеников первых поколений Ликея. Однако для нужд настоящей статьи вопрос об авторстве «Физиогномики» и о времени ее создания не существенен. [2] Впрочем, Афиней в своих «Пирующих софистах» делает его исключительно любителем мальчиков (См. Athen. Deipnosoph. Афиней Х!П 563 Е.). [3] Вместе с тем, Зенон писал о любви: «в начале книги под заглавием „Учебник любви“, а также довольно много и в „Беседах"» (Diog. VII. 1. 34). Едва ли любовь рассматривалась им в платоновском духе — как божественная сила и импульс, которая в наш, «Зевсов» век способна направлять нас к мудрости. Скорее всего речь шла о прагматическом смысле любви для государства и о «лучшем», то есть наиболее здравом, отношении к ней (противопоставление любви-страсти разумному дружескому расположению к предмету симпатии). Срв. историю, рассказанную тем же Диогеном: «Влюбленный в Хремонида, он сидел рядом с ним и с Клеанфом и вдруг встал; Клеанф удивился, а Зенон сказал: „Я слышал от лучших врачей, что при воспалении самое хорошее средство — покой“» (Ibid. VII. I. 17). И еще: «...красоту он называл цветком целомудрия» (Ibid. VII. I. 23). [4] См. [Гаджикурбанова, 2006, 111 и далее]. [5] Современные ученые сомневаются в аутентичности этого свидетельства. Однако даже если перед нами фантазия Апулея, либо какого-то более раннего источника, выбор Зенона на роль смутившегося ученика очень характерен и безусловно показывает тот «характерологический контекст», в котором воспринимался образ основателя стоической школы. [6] Фрагменты из диалога «Тимей» даются в переводе С. С. Аверинцева, из диалога «Политик» — в нашем переводе по изданию: Statesman // Platonis Opera, ed. John Burnet. Oxford University Press. 1903. [7] Цит. в переводе Т. Г. Сидаша. [См. Плутарх, 2008, 130]. [8] Возможно, с этим обстоятельством связано и специфическое восприятие космоса как сплошь телесного, а, следовательно, претерпевающего (!) сущего, которое делает общее мировосприятие стоиков далеко не оптимистическим с одной стороны, с другой же — фундаментально связывает стоическую физику с их моральной философией, требующей избавления от претерпеваний [См.: Степанова 2012, 264-265]. | |
Просмотров: 775 | |
Всего комментариев: 0 | |