Главная » Статьи » Мои статьи |
СодержаниеПредисловие........................................................................................................ 7 Введение. К истории и антропологии слова.................................. 10 А) Дописьменное слово........................................................................ 11 B) Устное и письменное слово........................................................... 15 С) Печатное слово................................................................................... 43 D) Электронное и цифровое слово................................................. 57 Часть первая. Антропология и коммуникация личности: античный и современный контекст 78 Глава 1. Античный антропологический словарь.................... 79 А) Игрок-игрушка.................................................................................. 82 B) Тело.......................................................................................................... 91 С) Гражданин............................................................................................ 99 D) Этос....................................................................................................... 104 E) Душа...................................................................................................... 114 F) «Личность»......................................................................................... 124 Глава 2. Биографический образ учителя в диалогах Платона, или Был ли Сократ личностью 139 Глава 3. Личность в повседневном языке................................. 153 A) Личность как лицо......................................................................... 154 B) Личность как идентичность...................................................... 156 С) Личность как формальная сингулярность........................ 158 D) Личность как индивидуальность............................................ 159 Е) Личность как «моя самость».................................................... 160 F) Личность как частное лицо........................................................ 161 G) Личность как открытость.......................................................... 162 Глава 4. Личность, коммуникации, слово................................. 163 А) Философская антропология личности................................ 165 В) Антропология личных коммуникаций................................ 176 С) Антропология устного и письменного слова.................... 181 Часть вторая. Человек устного слова в Древней Греции...... 198 Глава 1. Власть слова в Древней Греции.................................... 198 A) Слово и политика........................................................................... 198 B) Слово и философия........................................................................ 207 C) Слово и литература........................................................................ 230 Глава 2. Пространства общения, пространства жизни...... 243 А) Публичные пространства коммуникаций греческого полиса 243 В) Античный пир как пространство «личной» коммуникации 248 1) Вино и еда 2) Музыка и любовь 3) Слово и мысль Глава 3. Лица и личные отношения А) Дружба (philia)................................................................................. 282 1) Формы дружественной общности древних греков 2) Учение Аристотеля о дружбе B) Любовь (eros).................................................................................... 310 С) Воспитание («Учитель–ученик»)............................................ 314 1) Древние воспитатели: поэты и мудрецы 2) Пифагор и пифагореизм 3) Сократ: воспитание в диалоге 4) Писаное и неписаное учение Платона D) Семья.................................................................................................... 356 1) Родители и дети 2) Муж и жена Часть третья: Личностность античных письменных автокоммуникаций 380 Глава 1. Личные пространства в римской культуре............ 381 А) Сады...................................................................................................... 381 B) Дома...................................................................................................... 385 C) Термы................................................................................................... 388 D) Виллы (Плиний Младший о виллах)...................................... 391 1) Досуг и труд 2) Время и пространство виллы Глава 2. Человек в письме.................................................................. 411 А) Общекультурные, риторические и философские основания эпистолярной коммуникации в Древней Греции........................................................................................................ 411 1) Риторика письма 2) Философия письма В) Культура римской эпистолографии...................................... 445 С) Стоическая переписка как философская практика самообретения (на материале писем Сенеки к Луцилию)........................................................................................................................ 467 Глава 3. Дневник греков и римлян................................................ 491 А) Греческие практики самоанализа и самоотчета............. 491 B) Философский дневник Марка Аврелия................................ 507 Глава 4. Античные воспоминания и автобиографии........ 527 A) Воспоминания и автобиографии: особенности памяти, жанра, самоидентичности 527 В) Метод и автобиографическая составляющая античной историографии 554 С) Формы и эволюция античного автобиографического сознания 559 1) Гесиод 2) Автоэпитафии, автобиографические эпиграммы и стихотворения 3) Седьмое Письмо Платона 4) "Об обмене имуществом" Исократа 5) Воспоминания Ксенофонта и Суллы 6) Автобиографии Вместо заключения. Откровения о себе св. Григория Богослова 618 Приложение первое. К истории и антропологии образовательных коммуникаций: практики дзен-буддизма................................................................................................................................. 631 Приложение второе. Человек с письмом Список литературы..................................................................................... 651
ПредисловиеИногда авторов просят ответить, о чем их труд, что они им хотели сказать, зачем решили написать его. Такие вопросы сами авторы обычно недолюбливают — действительно, зачем их задавать? Прочтите лучше всю книгу: ведь нельзя же ее идею, воплотившуюся в потребовавшем столько усилий и страниц содержании, адекватно передать в одной-двух фразах. Я и сам так, вслух или про себя, не раз реагировал. В отношении этой книги, однако, ситуация иная. Почти с самого начала работы над ней у меня непроизвольно сложилось понимание той сверхзадачи, которая побудила меня сесть за написание этих страниц, глав, частей и, по крайней мере, для меня самого, вносила в него смысл, оправдывала и объясняла его. Дело в том, что, по мере приобщения — в штудиях и поездках, произведениях философии и искусства, истории и быте — к античной культуре, в какой-то момент возникло почти непреодолимое и бескорыстное желание поделиться тем личным ощущением духовной радости, которая вновь и вновь охватывала меня при погружении в бездонные просторы этой культуры. Радость эта питалась неугасимым стремлением прикоснуться к этому великому празднику божественного и человеческого Духа, настоящей amor dei intellectuais. Конечно, были и другие причины для создания этой книги, позволившие придать обращению к Античности конкретные очертания и довести его до определенного результата. Прежде всего, это желание проблематизировать и актуализировать понятие личности, перенеся его рассмотрение в пространство древнегреческого и древнеримского мира, причем в перспективе характерных для него практик личностных коммуникаций, раскрывающих антропологический потенциал устного и письменного слова. Ведь говорить о личности можно именно как об определенном способе существования, в основе которого лежат личные отношения с другими людьми и с самим собой, осуществляющиеся как в устном общении в определенном кругу (друзей, возлюбленных, учителей, семьи), так и в характерных письменных автокоммуникациях (личные письма, дневники, воспоминания и автобиографии). Подобные личные коммуникации протекали в разнообразных пространствах античного мира, в которых рождалось, формировалось и развивалось личностное самоощущение человека. По-моему, пришло время раскрыть совершенно самобытное, независимое от принципов христианского или экзистенциального персонализма и одновременно подводящее к ним, личностное измерение античной культуры и антропологии через то, что ей было, наверное, ближе всего — стихию живого слова, пробуждающего «сáмое самó» человека, его самостность (auto to auto). Поэтому мне так важно было рассмотреть устное и письменное слово древних греков и римлян как особые практики личностного самообретения и самосоотнесения, практики формирования и развития своей личностности или, если угодно, своей «самости». Этот сложный процесс эволюции форм самопонимания человека в культуре Древней Греции и Древнего Рима я и пытался исследовать, сознательно акцентируя внимание на его философской составляющей. При этом работа изначально не рассматривалась как строго (или узко?) историческая. В ней я стремился объединить обращение к Античности, важное само по себе, с запросами настоящего, тем самым придавая классическую закваску одному и избегая налета мертвой архивности для другого. Философские и философско-антропологические исследования вступили здесь в плодотворное, как я надеюсь, сотрудничество с исследованиями, с одной стороны, историко-культурными и историко-философскими, в широком смысле слова филологическими, а с другой — с современными разработками в области межличностной коммуникации, нарративной и аудиовизуальной. Такой союз, как кажется, позволяет избежать тех негативных последствий, которые возникают при абсолютизации какого-либо одного подхода, когда философская установка превращается в схоластику, а филологическая — в буквоедство. В отношении к Античности классический, под стать ей самой, пример продуктивного воплощения возможностей такого союза представляли, например, Вернер Йегер, Сергей Аверинцев и поздний Мишель Фуко, на которых в меру сил (ограниченных незнанием древних языков) я и ориентировался. Именно эти и подобные им авторы открывают нам живую, многоцветную, актуальную и гипнотизирующую своим ароматом Античность. Ведь обращаясь к великому наследию античного чуда, возможно, самое большое, что можно сделать, — это активизировать реальный интерес к нему, не голословно, а de facto показать его притягательность и насущность для своего времени, привлечь к нему заинтересованное внимание как можно большего количества новых умов, могущих открыть в нем целую Вселенную эстетического, интеллектуального и духовного удовольствия. А если к этому добавится еще и достойное развертывание подлинно философских и философско-антропологических проблем — значит, можно быть уверенным, книга была написана не зря, труд состоялся. ...Так получилось, что это предисловие я пишу в Греции, на острове Эгина, в местечке Агия Марина, знаменитом своим древним дорическим храмом Афайи, который, располагаясь на горе, возвышается во всем своем величии над землей и морем. Поднимаясь к нему по извилистой дороге ранним утром, я невольно вспомнил слова из известного фильма: «Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?» От Античности начинается наша дорога самообразования, по ней мы идем всю жизнь и как только достигаем каких-то результатов, вдруг понимаем, что находимся в самом начале восхождения. И тогда Античность, как и храм Афайи, продолжает маячить в горней выси, вновь указывая направление для нашего дальнейшего пути. И на этом пути, богатом встречами, общением, различными коммуникациями и всем, что им сопутствует, как раз и может произойти рождение и становление личности, понимаемое как нескончаемое развертывание своей личностности посредством обращенного к себе и другим слóва.
| |
Просмотров: 770 | |
Всего комментариев: 0 | |