Проект поддержан грантом РГНФ № 14-03-00594a | Научный руководитель: Д. Ю. Дорофеев
Иконография античных философов:
история и антропология образа
Главная » Статьи » Мои статьи

Дорофеев Д. Ю. Личность и коммуникациии. Антропология устного и письменного слова в античной культуре

Содержание

Предисловие........................................................................................................ 7

Введение. К истории и антропологии слова.................................. 10

А) Дописьменное слово........................................................................ 11

B) Устное и письменное слово........................................................... 15

С) Печатное слово................................................................................... 43

D) Электронное и цифровое слово................................................. 57

Часть первая. Антропология и коммуникация личности: античный и современный контекст      78

Глава 1. Античный антропологический словарь.................... 79

А) Игрок-игрушка.................................................................................. 82

B) Тело.......................................................................................................... 91

С) Гражданин............................................................................................ 99

D) Этос....................................................................................................... 104

E) Душа...................................................................................................... 114

F) «Личность»......................................................................................... 124

Глава 2. Биографический образ учителя в диалогах Платона, или Был ли Сократ личностью     139

Глава 3. Личность в повседневном языке................................. 153

A) Личность как лицо......................................................................... 154

B) Личность как идентичность...................................................... 156

С) Личность как формальная сингулярность........................ 158

D) Личность как индивидуальность............................................ 159

Е) Личность как «моя самость».................................................... 160

F) Личность как частное лицо........................................................ 161

G) Личность как открытость.......................................................... 162

Глава 4. Личность, коммуникации, слово................................. 163

А) Философская антропология личности................................ 165

В) Антропология личных коммуникаций................................ 176

С) Антропология устного и письменного слова.................... 181

Часть вторая. Человек устного слова в Древней Греции...... 198

Глава 1. Власть слова в Древней Греции.................................... 198

A) Слово и политика........................................................................... 198

B) Слово и философия........................................................................ 207

C) Слово и литература........................................................................ 230

Глава 2. Пространства общения, пространства жизни...... 243

А) Публичные пространства коммуникаций греческого полиса        243

В) Античный пир как пространство «личной» коммуникации           248

1) Вино и еда

2) Музыка и любовь

3) Слово и мысль

Глава 3. Лица и личные отношения
устных коммуникаций
.......................................................................... 280

А) Дружба (philia)................................................................................. 282

1) Формы дружественной общности древних греков

2) Учение Аристотеля о дружбе

B) Любовь (eros).................................................................................... 310

С) Воспитание («Учитель–ученик»)............................................ 314

1) Древние воспитатели: поэты и мудрецы

2) Пифагор и пифагореизм

3) Сократ: воспитание в диалоге

4) Писаное и неписаное учение Платона

D) Семья.................................................................................................... 356

1) Родители и дети

2) Муж и жена

Часть третья: Личностность античных письменных автокоммуникаций      380

Глава 1. Личные пространства в римской культуре............ 381

А) Сады...................................................................................................... 381

B) Дома...................................................................................................... 385

C) Термы................................................................................................... 388

D) Виллы (Плиний Младший о виллах)...................................... 391

1) Досуг и труд

2) Время и пространство виллы

Глава 2. Человек в письме.................................................................. 411

А) Общекультурные, риторические и философские основания эпистолярной коммуникации в Древней Греции........................................................................................................ 411

1) Риторика письма

2) Философия письма

В) Культура римской эпистолографии...................................... 445

С) Стоическая переписка как философская практика самообретения (на материале писем Сенеки к Луцилию)........................................................................................................................ 467

Глава 3. Дневник греков и римлян................................................ 491

А) Греческие практики самоанализа и самоотчета............. 491

B) Философский дневник Марка Аврелия................................ 507

Глава 4. Античные воспоминания и автобиографии........ 527

A) Воспоминания и автобиографии: особенности памяти, жанра, самоидентичности         527

В) Метод и автобиографическая составляющая античной историографии                554

С) Формы и эволюция античного автобиографического сознания 559

1) Гесиод

2) Автоэпитафии, автобиографические эпиграммы и стихотворения

3) Седьмое Письмо Платона

4) "Об обмене имуществом" Исократа

5) Воспоминания Ксенофонта и Суллы

6) Автобиографии

Вместо заключения. Откровения о себе св. Григория Богослова 618

Приложение первое. К истории и антропологии образовательных коммуникаций: практики дзен-буддизма................................................................................................................................. 631

Приложение второе. Человек с письмом
в европейской иконографии..................................................................... 638

Список литературы..................................................................................... 651

 

 

Предисловие

Иногда авторов просят ответить, о чем их труд, что они им хотели сказать, зачем решили написать его. Такие вопросы сами авторы обычно недолюбливают — действительно, зачем их задавать? Прочтите лучше всю книгу: ведь нельзя же ее идею, воплотившуюся в потребовавшем столько усилий и страниц содержании, адекватно передать в одной-двух фразах. Я и сам так, вслух или про себя, не раз реагировал.

В отношении этой книги, однако, ситуация иная. Почти с самого начала работы над ней у меня непроизвольно сложилось понимание той сверхзадачи, которая побудила меня сесть за написание этих страниц, глав, частей и, по крайней мере, для меня самого, вносила в него смысл, оправдывала и объясняла его. Дело в том, что, по мере приобщения — в штудиях и поездках, произведениях философии и искусства, истории и быте — к античной культуре, в какой-то момент возникло почти непреодолимое и бескорыстное желание поделиться тем личным ощущением духовной радости, которая вновь и вновь охватывала меня при погружении в бездонные просторы этой культуры. Радость эта питалась неугасимым стремлением прикоснуться к этому великому празднику божественного и человеческого Духа, настоящей amor dei intellectuais.

Конечно, были и другие причины для создания этой книги, позволившие придать обращению к Античности конкретные очертания и довести его до определенного результата. Прежде всего, это желание проб­лематизировать и актуализировать понятие личности, перенеся его рассмотрение в пространство древнегреческого и древнеримского мира, причем в перспективе характерных для него практик личностных коммуникаций, раскрывающих антропологический потенциал устного и письменного слова. Ведь говорить о личности можно именно как об определенном способе существования, в основе которого лежат личные отношения с другими людьми и с самим собой, осуществляющиеся как в устном общении в определенном кругу (друзей, возлюбленных, учителей, семьи), так и в характерных письменных автокоммуникациях (личные письма, дневники, воспоминания и автобиографии). Подобные личные коммуникации протекали в разнообразных пространствах античного мира, в которых рождалось, формировалось и развивалось личностное самоощущение человека. По-моему, пришло время раскрыть совершенно самобытное, независимое от принципов христианского или экзистенциального персонализма и одновременно подводящее к ним, личностное измерение античной культуры и антропологии через то, что ей было, наверное, ближе всего — стихию живого слова, пробуждающего «сáмое самó» человека, его самостность (auto to auto).  Поэтому мне так важно было рассмотреть устное и письменное слово древних греков и римлян как особые практики личностного самообретения и самосоотнесения, практики формирования и развития своей личностности или, если угодно, своей «самости».

Этот сложный процесс эволюции форм самопонимания человека в культуре Древней Греции и Древнего Рима я и пытался исследовать, сознательно акцентируя внимание на его философской составляющей. При этом работа изначально не рассматривалась как строго (или узко?) историческая. В ней я стремился объединить обращение к Античности, важное само по себе, с запросами настоящего, тем самым придавая классическую закваску одному и избегая налета мертвой архивности для другого. Философские и философско-антропологические исследования вступили здесь в плодотворное, как я надеюсь, сотрудничество с исследованиями, с одной стороны, историко-культурными и историко-философскими, в широком смысле слова филологическими, а с другой — с современными разработками в области межличностной коммуникации, нарративной и аудиовизуальной. Такой союз, как кажется, позволяет избежать тех негативных последствий, которые возникают при абсолютизации какого-либо одного подхода, когда философская установка превращается в схоластику, а филологическая — в буквоедство. В отношении к Античности классический, под стать ей самой, пример продуктивного воплощения возможностей такого союза представляли, например, Вернер Йегер, Сергей Аверинцев и поздний Мишель Фуко, на которых в меру сил (ограниченных незнанием древних языков) я и ориентировался. Именно эти и подобные им авторы открывают нам живую, многоцветную, актуальную и гипнотизирующую своим ароматом Античность. Ведь обращаясь к великому наследию античного чуда, возможно, самое большое, что можно сделать, — это активизировать реальный интерес к нему, не голословно, а de facto показать его притягательность и насущность для своего времени, привлечь к нему заинтересованное внимание как можно большего количества новых умов, могущих открыть в нем целую Вселенную эстетического, интеллектуального и духовного удовольствия. А если к этому добавится еще и достойное развертывание подлинно философских и философско-антропо­логических проблем — значит, можно быть уверенным, книга была написана не зря, труд состоялся.

...Так получилось, что это предисловие я пишу в Греции, на острове Эгина, в местечке Агия Марина, знаменитом своим древним дорическим храмом Афайи, который, располагаясь на горе, возвышается во всем своем величии над землей и морем. Поднимаясь к нему по извилистой дороге ранним утром, я невольно вспомнил слова из известного фильма: «Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?» От Античности начинается наша дорога самообразования, по ней мы идем всю жизнь и как только достигаем каких-то результатов, вдруг понимаем, что находимся в самом начале восхождения. И тогда Античность, как и храм Афайи, продолжает маячить в горней выси, вновь указывая направление для нашего дальнейшего пути. И на этом пути, богатом встречами, общением, различными коммуникациями и всем, что им сопутствует, как раз и может произойти рождение и становление личности, понимаемое как нескончаемое развертывание своей личностности посредством обращенного к себе и другим слóва.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: korolevseva (06/01/2016)
Просмотров: 770 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar